Справочник больших противолодочных кораблей.

БПК проекта 61

Большие противолодочные корабли проекта 61

(типа «Комсомолец Украины»)

   
 

Как все начиналось

 

Появлению проекта 61 предшествовали события, связанные прежде всего, с изменениями в международной обстановке, обострением противостояния Восток-Запад и очевидным прогрессом в области военно-морских вооружений вероятных противников - созданием новых видов оружия и его носителей, прежде всего, быстроходных атомных подводных лодок-носителей баллистических ракет.

Потребность советского ВМФ в специализированных кораблях, оснащенных эффективными средствами ПВО и ПЛО, достаточно ясно определилась к 1955-56 годам, когда выяснилось, что на фоне динамичного развития у вероятных противников штурмовой авиации и атомных подводных лодок наш флот, ориентированный до этого на противостояние авианосной и десантной угрозе, фактически не располагает адекватными средствами для борьбы с ними. Именно тогда произошла очередная переоценка приоритетов, имевшая решающее для ВМФ СССР значение. Главным образом, в связи с ускоренной реализацией американцами программы «Поларис» наметилось очевидное смещение акцента главной угрозы с авианосцев в сторону атомных подводных ракетоносцев. Противолодочная оборона из чисто флотской задачи превращалась в государственную и для своего решения требовала новых подходов, сил и средств. Для советского ВМФ это означало объективную необходимость сосредоточения основных усилий на подготовке к отражению этой новой потенциальной угрозы стране с морского направления. В этой связи, все большее значение стало приобретать развитие сил противолодочной обороны (ПЛО), предназначенных для действий в отдаленных морских и океанских районах.

В свете новых требований ПВО-ПЛО практически все, даже недавно построенные на отечественных верфях сторожевые корабли проекта 42 и эскадренные миноносцы проекта 30-бис, равно как и находившиеся к тому времени в постройке корабли проектов 50 и 56 можно было в расчет не принимать, признав их по сути заведомо устаревшими и не способными решать поставленные задачи в новых условиях. Для решения новых задач требовались новые корабли и новые системы вооружения.

Первым шагом главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова в этом направлении стал перевод в разряд противолодочных всех подходящих для этого кораблей флота, прежде всего, эскадренных миноносцев. А в качестве одной из первоочередных мер одновременно на нескольких судостроительных заводах страны была предусмотрена модернизация ранее построенных кораблей 30-бис и 56 соответственно по проектам 31 и 56ПЛО (а также пр. 56К и 56А). В декабре 1957 г. было принято совместное решение Министерства судостроительной промышленности и ВМФ СССР по данному вопросу. Этим же решением предусматривалось проектирование новых сторожевых кораблей ПВО-ПЛО (впоследствии БПК) проекта 61 и ряда других кораблей и катеров. Позже, в начале 60-х гг., в развитие проекта 61 начнется разработка более современных его версий, 61А и 61Б, позднее известных, как БПК проектов 1134А и 1134Б.
Технический проект переоборудования эскадренных миноносцев проекта 30-бис по проекту 31 был разработан в 1957 г. ЦКБ-57 (главные конструктора Д. С. Барбараш, затем Л. В. Войшвилло). Эскадренные миноносцы пр.31 задумывались, как универсальные корабли: помимо ведения радиотехнической разведки (основное назначение), в число решаемых задач входили противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединений, а также несение дозорной службы.

Головным кораблем проекта 31 стал эскадренный миноносец «Бесшумный» Черноморского флота, модернизированный на судостроительном заводе № 445 (он же имени 61 коммунара) в г. Николаеве в 1957-60 гг. В процессе проведения работ из вооружения корабля без изменений была оставлена только артиллерия главного калибра в составе двух 130-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок типа Б-2ЛМ, дооснащенная системой ПУС «Мина-31» и системой дистанционного управления (СДУ) Д-200. Место упраздненного КДП заняли антенные посты (АП) станций радиоразведки «Гафель». Без изменений осталась и прежняя главная энергетическая установка корабля.

Были демонтированы и заменены на новые обе мачты, упразднены носовой торпедный аппарат, кормовые противолодочные бомбометы БМБ-1, а также вся 85-мм и 37-мм артиллерия. Взамен устанавливались пять новых, впервые применявшихся одноствольных 57-мм автоматов типа ЗИФ-71 с системой дистанционного наведения Д-71-2.

Противолодочное вооружение было значительно усилено и включало один поворотный пятитрубный 533,4-мм торпедный аппарат ПТА-53-31, приспособленный для стрельбы противолодочными торпедами, с пороховой системой стрельбы и системой ПУТС «Звук-31», а также, впервые на кораблях этого класса — реактивно-бомбовое вооружение: два 16-стволь-ных 212-мм реактивных стабилизированных бомбометных установки «РБУ-2500» с системой ПУСБ «Смерч-31» (боекомплект 96 реактивных глубинных бомб РГБ-25). Из прежнего противолодочного вооружения сохранялись 14 больших глубинных бомб ББ-1 в кормовых подпалубных бомбосбрасывателях. Для защиты от атакующих торпед корабль получил два буксируемых акустических противоторпедных охранителя БОКА. Были сохранены и минные рельсы на верхней палубе.

Радиотехническое вооружение корабля проекта 31 было представлено одной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Фут-Н» (на грот-мачте), одной РЛС управления артиллерийской стрельбой артиллерии главного калибра «Залп-М2» (на фок-мачте) и двумя РЛС управления стрельбой зенитной артиллерии «Фут-Б» (побортно на кормовой надстройке). Имелась одна навигационная РЛС «Дон» с блоком «Пальма», инфракрасная (ИК) аппаратура совместного плавания «Огонь-50», штатная для эсминцев РЛС опознавания типа: «свой-чужой» (запросное устройство «Никель-К» и ответное устройство «Хром-К»). Как следствие, коренной перестройке подверглись надстройки и мачты корабля, на которых размещались новые антенные посты РЛС. Были также значительно увеличены кожухи обеих дымовых труб, которым кроме того придали характерную закругленную в сторону кормы форму.

Для обнаружения подводных лодок в подводном положении взамен прежней гидроакустики устанавливалась новая гидролокационная станция ГС-572 («Геркулес») с подъемно-опускным устройством (ПОУ) ДУ-4М2.

Несмотря на то, что в целом испытания обоих кораблей пр. 31 завершились успешно, а полученные на государственных испытаниях ТТХ почти полностью соответствовали проекту и спецификации, им оказался присущ целый ряд весьма существенных недостатков, включая возможности ПЛО. Так, эффективность применения противолодочного оружия ограничивалась малой дальностью обнаружения подводной цели станцией «Геркулес», которая на испытаниях, почти в идеальных условиях не превышала 5-6 кабельтовых. К тому же, поиск подводных лодок по причине наличия больших помех работе ГС-572 при скорости хода корабля-носителя более 15 узлов просто не обеспечивался. В свою очередь, столь малые дальности обнаружения подводных лодок не позволяли использовать противолодочные торпеды и реактивные глубинные бомбы на предельных дальностях стрельбы РБУ.

Наконец, установленный на пр.31 первый в ВМФ СССР корабельный комплекс радиоразведки ввиду своих значительных габаритов не мог быть размещён полностью на одном корабле класса эсминец и размещался на двух (только таким образом можно было охватить весь диапазон частот) — в этой части корабли были невзаимозаменяемы и неравнозначны. По этой причине проект 31 имел два варианта, 1 и 2. Наличие на борту каждого из кораблей только части аппаратуры радиоразведки не позволяло использовать каждый из них для освещения обстановки во всем диапазоне частот. Антенные посты РЛС «Гафель» на втором мостике размещены неудачно, обеспечивая сектор обзора всего 160°. В связи с отсутствием в аппаратуре одновременной работы РЛС «Звезда-31» блоков подавления помех для РЛС «Гафель 11-14» работа указанной станции при одновременной работе РЛС «Фут-Н», «Фут-Б», «Дон» и «Залп-М2» оказалась практически невозможной. Кроме того, отмечалось повышение температуры в постах радиоразведки, рубке гидроакустика и РЛС «Фут-Н» до 35-50°С, а также повышенное облучение личного состава СВЧ от работающих РЛС на открытых постах 57-мм автоматов ЗИФ-71.

Всего модернизацию по пр. 31 на четырех судостроительных заводах страны в Николаеве, Ленинграде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре прошли 8 эскадренных миноносцев, в т.ч. по 1-му варианту: «Бесшумный», «Охраняющий», «Огненный» и «Верный», по 2-му — «Безбоязненный», «Опасный», «Стремительный» и «Вихревой». Все они, судя по имеющимся на сегодня данным, оказались неудачными и в качестве кораблей разведки, а тем более, ПЛО себя фактически не оправдали и служили на флотах, как обыкновенные торпедно-артиллерийские корабли. Не зря же половина из них практически сразу же после вступления в строй была отправлена на отстой — не последнюю роль в этом сыграли многочисленные недостатки, обнаруженные в процессе испытаний, а также то, что ко времени завершения переоборудования по проекту 31 первых восьми эскадренных миноносцев флот начал получать более совершенные корабли других проектов.

Параллельно с проектом 31, ЦКБ-53 в 1958 г. был разработан вариант усиления противолодочного вооружения эскадренных миноносцев пр.56 (56ПЛО). Проектом 56ПЛО (главный конструктор К. А. Масленников) предусматривалось усиление противолодочного вооружения корабля, прежде всего за счет его оснащения двумя системами ПЛО, принятыми на вооружение флота в 1957 году—«Бурун» и «Смерч». На носовой надстройке, слева и справа от носового зенитного 45-мм автомата, монтировались две 16-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-2500 (система «Смерч»). Непосредственно под ними оборудовались погреба для хранения запасных реактивных глубинных бомб из расчета на 4 полных залпа (148 бомб), которые имели гидравлическую систему подачи к установкам. Далее установки заряжались вручную. Система «Бурун» дополняла «Смерч» и монтировалась в кормовой части корабля в составе двух 6-ствольных установок РБУ-1000, предназначенных в первую очередь для поражения атакующих торпед, а также подводных лодок в кормовых секторах. Прежние, штатные для пр.56 бомбометы БМБ-2 и подпалубные бомбосбрасыватели упразднялись. В то же время, были сохранены минные рельсы на верхней палубе.

Носовой торпедный аппарат приспосабливался для стрельбы противолодочными торпедами (с переоснащением на ПУТС «Звук-56», связанную с системой «Смерч»), а вместо кормового оборудовались дополнительные посты. Корабль получил новую гидроакустическую станцию «Пегас-2М».

Считается, что всего на различных заводах страны модернизацию по пр.56ПЛО прошли 12 эскадренных миноносцев: «Московский комсомолец» (бывший «Смышленый»), «Блестящий», «Бывалый», «Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «Напористый», «Вызывающий», «Вдохновенный», «Сведущий», «Бесследный» и «Возмущенный».
Отметим, что «Московский комсомолец», в отличие от других, вместо установок РБУ-2500 во время модернизации по проекту 56ПЛО в 1961 году был оснащен двумя более современными установками типа РБУ-6000 с механическим заряжанием.

Но при этом не принимается во внимание то обстоятельство, что некоторые корабли, ранее прошедшие модернизацию по проекту 56ПЛО, затем модернизировались вновь по проектам 56К и 56А. Некоторую ясность в существо вопроса позволяет внести примечание ЦКБ-53 в этой части, где прямо указывается, например, что: «...для кораблей, ранее Модернизированных по проекту 56ПЛО при модернизации их по 56А сохраняются прежние гидроакустическая аппаратура, торпедный аппарат и, главное, установки РБУ-2500! Если обратиться к анализу вооружения модернизированных кораблей серии, то нетрудно убедиться, что, в отличие от других, РБУ-2500 были вооружены «Бравый», «Скрытный» и «Справедливый». Следовательно, если принять во внимание изложенное, по проекту 56ПЛО было модернизировано как минимум 14 кораблей (не считая «Справедливого», о котором речь пойдет отдельно)!

Несмотря на то, что проведенная в рамках проекта 56ПЛО модернизация несколько улучшала боевые возможности кораблей, придавала им новые качества, полностью устранить все недостатки вооружения все же не удалось. К тому же, в связи с развитием штурмовой авиации и крылатых ракет все более актуальной становилась задача оснащения надводных кораблей зенитными ракетными комплексами (ЗРК) средней дальности (аналогичным путем модернизировали свои эсминцы и на Западе). С учетом перечисленных обстоятельств дальнейшее переоборудование оставшихся кораблей по проекту 56ПЛО прекратили в пользу проведения более существенной модернизации.

Анализ тенденций развития кораблей класса «эскадренный миноносец» ведущих морских держав мира показывал, что там тоже придают большое значение усилению ПВО кораблей среднего водоизмещения и оснащают их зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) ближней дальности.

Проводились соответствующие проработки и в ЦКБ-53.

31 августа 1959 г. было принято совместное решение ВМФ СССР, Госкомитета по судостроению (ГКС) и Херсонского Совета народного хозяйства (СНХ) об оснащении одного из кораблей серии по проекту 56К зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Волна» в составе одной спаренной стабилизированной пусковой установки, 16 зенитных управляемых ракет (ЗУР), системы управления «Ятаган» и корабельной аппаратуры регламентного контроля. Переоборудование предполагалось для отработки нового ЗРК, после чего должно было принято решение о модернизации других кораблей серии.

Выбор пал на черноморский эсминец «Бравый» (С-12ОЗ), как раз проходивший в Севастополе модернизацию по пр.56ПЛО.

Проект 56К был разработан ЦКБ-53 в 1959-60 гг. (главный конструктор А. И. Топтыгин). «Бравый» переоборудовался в два этапа: в 1959-60 и 1963-64 гг. соответственно на Севастопольском Морском заводе и на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве, при этом последний являлся основным подрядчиком работ.

К 23 августа 1960 г. с корабля демонтировали все вооружение, имевшееся в корму от носового торпедного аппарата, а также грот-мачту. Мостик стал закрытым, а фок-мачта заменена на новую, с антенным постом РЛС общего обнаружения МР-300 в верхней части. Вторая дымовая труба при этом была демонтирована и заменена на новую, причем ее усиленная кормовая стенка должна была служить одновременно и отражателем факела пламени от стартующих ракет. На месте демонтированной грот-мачты появилось башенноподобное основание под АП РЛС «Ятаган» нового зенитно-ракетного комплекса «Волна», а собственно саму пусковую установку ЗИФ-101 и погреб на 16 зенитных ракет с двумя барабанами расположили в корму от второй дымовой трубы. Там же, по правому борту был предусмотрен специальный кран, предназначавшийся для загрузки ракетного боезапаса в условиях открытого моря и на необорудованных рейдах.

От прежнего состава вооружения на «Бравом» сохранили первоначально только носовую спаренную 130-мм артустановку, а также носовой 45-мм зенитный автомат СМ-20-ЗИФ (в 1964 г., при проведении второго этапа переоборудования, на прежних местах были восстановлены и 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ №№ 2 и 3 на средней надстройке).

Противолодочное вооружение сохранялось по проекту 56ПЛО — две носовые РБУ-2500 и пятитрубный поворотный торпедный аппарат (с ПУТС «Звук-56»), но без системы «Бурун». Значительно усилился состав радиотехнического вооружения. Корабль также получил активные успокоители качки. После модернизации водоизмещение его увеличилось, а скорость полного хода снизилась до 35,5 узла. В то же время, ухудшилась остойчивость эсминца, прежде всего, ввиду наличия высокорасположенного оборудования ЗРК, в связи с чем потребовались дополнительные меры в виде приема в междудонные цистерны жидкого балласта. По этой же причине минное вооружение упразднялось, а минные рельсы демонтировались.

После модернизации по пр.56К «Бравый» официально классифицировался, как: «Ракетный корабль ПВО и ПЛО». В период с января по май 1962 г. «Бравый» успешно прошел испытания и был зачислен в состав ЧФ и приступил к отработке курсовых задач. В сентябре 1962 г. этот корабль впервые выходил в Средиземное море и далее на Север для проведения испытаний на полигонах Северного флота по полной программе.

Проведенные испытания и опытная эксплуатация «Бравого» показали, что решение о размещении ЗРК себя полностью оправдало, а сам проект в целом был признан весьма удачным. В связи с этим было принято решение об оснащении ЗРК «Волна» и других кораблей серии, но с учетом замечаний и недостатков, выявленных на испытаниях «Бравого».

В итоге появился разработанный ЦКБ-53 в 1961-64 гг. более совершенный проект 56А (главный конструктор Н.П.Соболев). Последний представлял собой логическое завершение конструкторской мысли в части модернизации корабля пр.56 с оснащением его ЗРК «Волна» — предусматривалось оснащение корабля проекта 56А более современными системами вооружения и радиотехническими средствами. В то же время, часть устаревшего вооружения (45-мм зенитные автоматы СМ-20-ЗИФ №№ 2 и 3) демонтировалась, хотя носовой автомат № 1 и сохранялся. Ввиду малой эффективности такого конструктивного решения, как переделка кормовой дымовой трубы, от него на кораблях проекта 56А отказались, ограничившись установкой на носовой кромке крыши ракетного погреба плоского наклонного отражателя. Отказались и от имевшегося на «Бравом» специального крана для погрузки ракет — это решение было признано малоэффективным ввиду больших трудностей, как показала практика, перегрузки боезапаса в открытом море и на незащищенных рейдах. К тому же, эта операция возлагалась на вспомогательные суда ВМФ. Наряду с этим, для более оптимального размещения радиоэлектронных средств, аппаратуры и оборудования была полностью перестроена вся носовая надстройка.
Как известно, проходившие в последующем модернизацию по проекту 56А корабли имели некоторые различия друг от друга по составу вооружения и радиотехнических средств. Так, на кораблях, ранее модернизированных по проекту 56ПЛО, рекомендовалось оставлять реактивное противолодочное вооружение и гидроакустику без изменений (т.е. РБУ-2500 и ГАС «Пегас-2М»). На всех других установили новые РБУ-6000 с боекомплектом в. 148 РГБ на 4 полных залпа и ГАС ГС-572. Торпедное вооружение при этом было одинаковым — один пятитрубный наводящийся торпедный аппарат (без запасных торпед). На фок-мачте вместо АП РЛС МР-300 («Ангара») разместили АП более совершенной РЛС МР-310 («Ангара-А», головной образец прошел испытания на большом ракетном корабле пр.57-бис «Гневный»). По той же причине, что и на «Бравом», минное вооружение на кораблях пр.56А упразднялось, а минные рельсы демонтировались.

Головным кораблем проекта 56А и судостроительного завода им. 61 коммунара в Николаеве стал «Несокрушимый» (модернизирован в период с 17 декабря 1964 г. по 31 декабря 1966 г.). Там же в 1967-71 гг. последовательно прошли модернизацию еще 4 эскадренных миноносца: «Находчивый», «Справедливый» (пр.56АЭ), «Настойчивый» и «Сознательный». Тогда же на Кронштадтском Морском заводе по проекту 56А был модернизирован «Скромный», а на «Дальзаводе» — «Возбужденный» и «Скрытный». В среднем на производство всех работ, испытания и передачу флоту каждого корабля уходило до двух лет.

Эсминец «Справедливый» изначально предназначался на экспорт и модернизировался по проекту 56АЭ (экспортный) — с установкой менее современного, чем на других кораблях, состава вооружения и радиотехнических средств. Внешне он имел много общего с «Бравым»: РЛС типа МР-300, РБУ-2500 и т.п. Существует версия, что первоначально данный корабль готовился для передачи ВМС Египта или какой-то другой арабской страны, однако по каким-то, скорее всего, политическим причинам решение изменили и позднее корабль был передан ВМС (Marynarka Wojenna) Польской Народной Республики, где он затем служил под новым названием «Варшава» («Warszawa»).

Три корабля проекта 56А — «Сознательный», «Возбужденный» и «Скрытный» были дополнительно оснащены четырьмя спаренными 30-мм артустановками типа АК-230 с системой управления «Рысь». Правда, ввиду отсутствия достаточных средств оснастить автоматами остальные корабли пр.56А не представилось возможным.

Корабли пр.56А отличались достаточно высокими ТТХ и успешно служили на всех флотах наравне с кораблями более поздних проектов. В то же время, нельзя не отметить, что в целом модернизация кораблей по проекту 56А сильно затянулась по срокам, оказалась трудоемкой и дорогостоящей, в связи с чем после 1971 года от проведения работ на последующих кораблях серии отказались.

В лучшем случае, модернизация кораблей по пр.31, 56ПЛО и 56К/56А представляла собой лишь вынужденную полумеру, причем временную. Для решения же главной задачи по поиску, слежению, а при необходимости и уничтожению быстроходных атомных подводных ракетоносцев требовались уже качественно новые корабли.

Как уже говорилось, к началу 60-х годов с появлением угрозы со стороны атомных ракетоносцев вероятных противников противолодочная оборона из специфической флотской задачи выходила на стратегический уровень и должна была осуществляться в масштабах страны. В планах того времени она задумывалась эшелонированной, гарантируя тем самым обнаружение подводных ракетоносцев еще в дальней зоне, за пределами 150-мильной зоны прикрытия собственной авиации. Эту задачу должны были решать корабли дальней зоны ПЛО (в частности, проекта 1123) во взаимодействии с авиацией берегового базирования. А поиск и уничтожение прорвавшихся многоцелевых подводных лодок противника внутри 150-мильной зоны от собственного побережья возлагались на будущие СКР проекта 61, модернизированные эскадренные миноносцы проектов 31, 56ПЛО, 56А и другие корабли. Напомним, что первоначально районом патрулирования американских ПЛАРБ было Норвежское море. Соответственно, следуя логике «симметричного ответа», советская ПЛО должна была располагать кораблями, способными действовать на Севере и решать там свои специфические задачи.

Hosted by uCoz