Справочник больших противолодочных кораблей.

БПК проекта 61

БПК «Комсомолец Украины»

   
 

Биография корабля

 

БПК «Комсомолец Украины»

Первенец серии «поющих фрегатов» зачислили в списки ВМФ СССР 10 ноября 1959 года как сторожевой корабль ПВО-ПЛО (противовоздушной и противолодочной обороны) с тактическим номером СКР-25. Торжественная закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара прошла 15 сентября 1959 года, а 31 декабря 1960 года в 13.00 корпус нового сторожевика спустили на воду. Достройка велась бешеными темпами, и уже 27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР. А на следующий день его буквально «выпихнули» из акватории завода с приказанием перейти в Севастополь. Буксиры вывели сторожевик по Днепро-Бугскому лиману в Черное море и поставили на якорь. Первый командир корабля — капитан 3 ранга Александр Алексеевич Исаев — торопился завершить предпраздничный переход, поскольку на борту находилось около 500 человек вместо 230 положенных по штату (помимо членов экипажа здесь были заводские рабочие, специалисты)- Механическая установка оставалась еще «сырой», и ее главный конструктор С.Колосов предлагал отложить выход. Обнаружились недоработки в главном реверсивном редукторе, ненадежными оказались газотурбогенераторы и автоматика. Но

Если посмотреть повнимательнее на график сроков постройки «поющих фрегатов», то можно обнаружить занимательный факт: большинство кораблей вступает в строй ВМФ к концу декабря Это четко свидетельствует о том, что корабль сдается промышленностью с недоделками и в спешке, так как необходимо -отрапортовать» об успехе и получить премии. «Комсомолец Украины- не стал исключением. 31 декабря 1961 года в 12.45 турбины были запущены и СКР-25 впервые начал движение своим ходом. Переход в условиях зимней ночи прошел благополучно. Утром 1 января корабль вошел в Северную бухту Севастополя. Начались сдаточные испытания и доводка, изучение экипажем новой техники на практике. Лишь 23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменного Черноморского флота. В честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом СКР-25 был переименован в «Комсомолец Украины», а комсомол города Винницы взял над ним шефство.

Летом 1964 года, формально еще до включения в состав КЧФ, «Комсомолец Украины» вместе с однотипным «Сообразительным» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море. В составе отряда кораблей под флагом адмирала СЕ. Чурсина (на крейсере «Михаил Кутузов») «Комсомолец Украины» посетил югославские порты Сплит и Дубровник (18 — 25 июня 1964 года). Осенью того же года корабль доставил в болгарский порт Бургас для совместных учений группу лиц высшего командного состава Вооруженных Сил СССР во главе с маршалом А.А.Гречко и Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым.

Весной 1965 года командиром «Комсомольца Украины» стал Лорий Трофимович Кузьмин.

На «Комсомольце Украины» обкатывался командный состав для других строящихся кораблей серии, в том числе и для «ленинградского» СКР «Огневой». За первое место по ракетной стрельбе корабль был награжден 19 февраля 1966 года переходящим Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР, а 25 марта того же года — грамотой командующего КЧФ за высокие показатели в социалистическом соревновании в честь XXIII съезда КПСС.

С 19 мая 1966 года «поющие фрегаты» переклассифицируют из сторожевых в большие противолодочные корабли. В этом же году «Комсомолец Украины» вновь выходит на боевую службу в Средиземное море. В период 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта). Одновременно в этой акции принимали участие четыре ВПК проекта 61: «Комсомолец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный», вошедшие в состав 5-й эскадры ВМФ СССР. Корабли базировались на порты Александрия и Порт-Саид. Весной 1970 года «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» (апрель—май) и посещает с официальным визитом Алжир (8—13 мая). Следующие походы продолжаются с 20 декабря 1970 года по 7 мая 1971 года, с 5 мая по 20 декабря 1972 года и с 9 марта по 26 июля 1973 года.

БПК -Комсомолец Украины- на учениях, 1985 г.

Во время взрыва и пожара на БПК «Отважный» моряки «Комсомольца Украины» оказывают помощь горящему собрату, а позже участвуют в «следственном эксперименте» — моделировании катастрофы совместно с БПК «Решительный».

Очередь для капитального ремонта и модернизации вооружения дошла до «Комсомольца Украины» лишь 23 мая 1977 года. До 7 августа 1979 года корабль прошел доковый и капитальный ремонт в Николаеве и Севастополе с заменой ракет В-600 на В-601, установкой новой системы орошения погребов и сигнализации «Карат-М».

Отремонтированный корабль вновь выходит на боевую службу в Средиземное море только а 1981 году. Позже участвует в учениях «Щит-82», в маневрах «Гранит-85», посещает с визитами Грецию (18 - 22 ноября 1986г.,порт Пирей), Тунис (17 — 21 ноября 1987 г.) и Турцию (28 июня — 2 июля 1989 г.. Стамбул).

Корабль входит в состав прославленной 30-й дивизии надводных кораблей КЧФ (70-я бригада), а с 1990 года числится в составе 150-й бригады надводных кораблей. Почти за тридцать лет службы «Комсомолец Украины» практически не имел аварий, за исключением повреждения левого винта при навале на веху 1 марта 1982 года и пожара в первом машинном отделении 12 декабря 1980 года с гибелью одного человека. Пожар возник примерно в 5 часов утра и продолжался 9 часов 20 минут, пока не был потушен гражданскими пожарными Севастополя.

После распада СССР и разделения территории России и Украины вопрос очередного капитального ремонта для БПК отпал сам по себе. Затянувшийся раздел имущества и кораблей Черноморского флота ускорил списание «Комсомольца Украины». Приказом командующего КЧФ от 24 июня 1991 года его исключили из состава флота, разоружили и передали в отдел фондового имущества (ОФИ КЧФ) для демонтажа и реализации. Спуск флага состоялся 9 ноября 1992 года в присутствии ветеранов корабля. Экипаж официально расформировали 31 декабря 1992 года, затем корабль отбуксировали на отстой от 12-го причала в Троицкую бухту. Здесь, кстати, уже дожидались своей участи списанные «на гвозди» БПК «Проворный» (проект 61МЭ) и противолодочный крейсер «Ленинград» (проект 1123). Первым на разделку в Инкерман отправили 18 февраля 1993 года БПК «Проворный». Любопытно, что в следующем году у двух оставшихся списанных кораблей произошла замена бортовых номеров: теперь они соответствовали заводским строительным номерам. На борту «Комсомольца Украины» появились цифры 1701. На разборку в Инкерман объект 1701 поступил лишь 3 мая 1995 года, и через три недели от уникального корабля — первенца серии и шедевра отечественного кораблестроения — остались лишь куски надстроек. Сохранить «поющий фрегат» в качестве памятника не удалось.

Разборка «Комсомольца Украины» в Инкермане, май 1995 г.

 

"МК" "Морская коллекция" №1 - 1999 Поющие.фрегаты.БПК.проекта.61

Hosted by uCoz